НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШИИ
Каждый год республики есть год развития, какую бы сторону жизни ни рассматривать. Растет, развивается экономика, духовная жизнь насыщается новыми явлениями, качественно отличающимися от прежних. Если взять искусство, и именно чувашское музыкальное искусство, то каждый год меняет его лицо, открывая новые перспективы его развития.
В музыкальной культуре современного общества важнейшее место принадлежит композиторскому творчеству, т. е. созданию новых музыкально-художественных ценностей, питающих сферы исполнительства, музыкального воспитания, музыковедения.
Чувашские композиторы продолжают активно работать. Нам уже приходилось отмечать новые явления в развитии симфонических и вокально-симфонических жанров в последние годы. Много новых сочинений в этих жанрах было показано на пленуме правления Союза композиторов Чувашской АССР в 1975 г., а также на V съезде чувашских композиторов в 1977 г. Среди них «Военная симфония» и «Фронтовые эскизы» Ф. Васильева, Третья симфония А. Токарева, «Космическая симфония» А. Асламаса, оратория «Народ, раскрепощенный Октябрем» Г. Хирбю, инструментальные концерты А. Токарева, Т. Фандеева, Л. Новоселовой и ряд других произведений. Подробное рассмотрение этих сочинений, наиболее характерных для последнего времени, не представляется возможным в рамках настоящего краткого обозрения. В известной мере его отсутствие восполняет уже опубликованный материал [1], к которому мы и отсылаем читателя.
В настойчивом стремлении к созданию произведений крупных форм можно ощутить тяготение композиторов к расширению образно-тематической сферы чувашской музыки.
___________________________________________________________________________
[1] Кондратьев М. Г. Новые симфонические и вокально-симфонические произведения чувашских композиторов // Современное чувашское искусство. Труды Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР (ЧНИИ), вып. 84. Чебоксары, 1978, с. 110—118.